Божественная Комедия — Рецензия на аниме «Тетрадь Смерти»

«Тетрадь Смерти» (Death Note). Студия Madhouse, режиссер Тэцуро Араки, драма, мистика, детектив. Япония 2006 год.

На это аниме неоднократно писались рецензии и обзоры. Не удивительно, ведь оно считается легендарным и классикой в своем жанре. Еще один отзыв наверняка никого не удивит. За 10 лет «Тетрадь Смерти» стал культовым сериалом, разобранным на цитаты, породившим целую армию поклонников по всему миру и ставшим неплохим источником доходов. Что же гениального в этом аниме? По сути — ничего. Об этом и пойдет речь.

qfmLYDB3P4AСюжет, автором которого является Цугуми Оба, с одной стороны, весьма интересен и заслуживает подробного анализа, с другой — имеет слабые стороны. Идея, которая была заложена в основу сериала, далеко не нова, это скорее изложение старого на новый лад. «Возможно ли, убив одного, сделать счастливым другого?» Как в знаменитом произведении Достоевского «Преступление и Наказание», здесь мы наблюдаем преступление ради благих целей, борьбу моральных принципов и как итог, конечно, — само наказание. Что самое интересное, кто злодей, а кто вершит правосудие, придется решать вам самим, автор среди главных персонажей никого не выделяет. С этой стороны, сюжет продуман грамотно. Здесь стоит сказать пару слов о самом его содержании. Первым в кадре появляется Бог смерти Рюк. Возможно, являющийся главным героем. Ему наскучила жизнь в своем мире, и он решает развлечься. Дальнейшее развитие событий напоминает трагедию «Фауст». В аниме злой дух Мефистофель — это Рюк, даже внешне напоминающий его. Об образе которого можно сказать: «мефистофельский». Ради забавы он нарочно обронил на Землю свою тетрадь, которая дает силу убивать людей. Она быстро находит своего
владельца, им становится школьник по имени Ягами Лайт. Молодой человек, движимый своими амбициями и моральными убеждениями, заключает контракт с
Рюком и начинает карать преступников. Деспотичный, коварный и гениальный, жаждущий справедливости,
он нарекает себя Богом Нового Мира. В ответ на его деяния, люди окрестили его Кирой. Однако находится тот, кто бросает вызов Лайту. Им становится загадочный детектив L. Это, в общем-то, и все что стоит сказать о содержании сюжета. Остальное будет лишь его анализом. Среди этих трех героев, Шинигами (Бог Смерти) – центральная фигура. Он наблюдатель и главный зачинщик, как режиссер, смотрит за постановкой из- за кулис, вмешиваясь при этом в основное действо лишь в редких случаях.

 

jroS65ReXoYСтоит обратить внимание на многочисленные отсылки, в частности к Христианству. Первое, что бросается в глаза, это красное яблоко. На латыни оно будет как «malum», что в переводе одновременно и зло и яблоко. Запретный плод — ему здесь уделено очень много внимания. В начале опенинга мы видим явную отсылку к фреске Микеланджело «Сотворение Адама».YS3HPKF3Mog
Только на месте Творца Рюк, а на месте Адама Лайт (Кира). Далее, уже в первой серии, после их знакомства, мать Лайта приносит к нему в комнату корзину с тремя красными яблоками. А это в свою очередь один из Sl8xT9H5zGgатрибутов святой Доротеи. Святая Доротея часто изображается приносящей в дар младенцу Иисусу как разaCSOaIQ6axM три яблока в корзине. Иисус же является вторым Адамом. Не трудно понять, кого авторы
отожествляют с мессией. Этому есть и другие подтверждения. Люди со временем начинают верить Кире и сами называть его Богом и спасителем, делая из его образа культ поклонения. Это сравнение невероятно тонкое и действительно удивляет. Сериал становится интереснее, когда начинаешь замечать подобные моменты. Число 40, которое в Библии наделяют самыми разными значениями, так же часто фигурирует в аниме. Следующее, на что можно обратить внимание, это внешность Рюка. Возможно, это покажется смешным, sk8vzDdFiqAно он напоминает обезьяну. Черты лица действительно схожи с мордой примата. Обезьяна с яблоком во рту — еще один символ греха и зла. А Шинигами, как известно, «едят только яблоки». u2-UERiwrIoЕще одна занимательная отсылка — это картина в комнате Аманы Мисы, очередного персонажа, однако гораздо менее значимого.Девушка на той картине, сильно напоминающая образ Девы Марии. Речь идет об изображении, которое называется «Сердце Марии».

Подобные приемы придают сериалу оттенок мистерии. Однако с самого начала автор дает понять, что это в первую очередь детектив. Зритель, конечно, ждет до мелочей продуманный сюжет, интересное расследование и битву умов. Но, к сожалению, здесь мы сталкиваемся с тем, что ожидания наши не оправдываются. Всё расследование, поиски Киры, на котором завязан весь сценарий, оказываются до ужаса наивными и непрофессиональными. Полиция не знает, что такое дактилоскопия, графология, компьютерные технологии и элементарная логика. Действия детективов часто непоследовательны и просто по-идиотски глупы. Сказанное в одном эпизоде, забывается спустя несколько серий. Необдуманные поступки и не поддающиеся объяснению умозаключения. Преступников вычисляют в одно мгновение, лишь взглянув на экран телевизора. Это действительно есть в сериале. Наверняка Бог смерти чуть не умер от смеха, наблюдая за этой комедией. Цугуми Оба задал такую высокую планку для своей работы, наделив ее философским смыслом, но что пошло в итоге не так, понять трудно. Но, кроме того, что сюжет нелогичен, он еще очень быстро развивается. И это нельзя назвать динамичностью, это выглядит как быстрая смена кадров. Это не дает полностью сфокусироваться, погрузиться в происходящее. Цепляют лишь пафосные речи и диалоги о смысле жизни.
С помощью которых автор обращается к эмоциям и чувствам аудитории. Но это происходит до определенной серии. В какой- то момент вся загадочность и мистика пропадают. Богов становится все больше, появляются другие тетради и их FkpPMSHB6_Eобладатели. Новые персонажи, которые вступают в игру в самом разгаре, лишь сбивают сериал с темпа. Пропадает интрига и становится скучно. После 17 серии, сюжет постепенно сходит на нет. Ошибок становится больше, новые герои занимают места старых и создается впечатление, что сценарий уже пишет другой человек. Кое- где даже вставили пару сюжетных арок по второстепенным персонажам. В итоге сюжет точно нельзя назвать гениальным. Он сложный, но имеет множество ошибок.

Теперь к персонажам. Их здесь довольно много, однако не все они имеют важное значение. Рассказать стоит лишь о трех вышеупомянутых: Рюк, Лайт и L. x0FFbXMyIQgВсе остальные, включая других Богов, членов расследования, Аману Мису, можно обойти стороной. Их отсутствие никак бы не сказалось на качестве сценария. Конечно, самое главное — это прорисовка характеров героев. Здесь стоит отдать должное автору. Он наделил их и впрямь выдающимися способностями и богатым внутренним миром. Каждый из них преследует свою цель, но лишь один ее добивается. Психология героев хорошо продумана и отлично выражена эмоциональная составляющая. Они не похожи на бездушных кукол. Ведут сложные диалоги, в том числе и внутренние, размышления и формируют свои убеждения. В итоге, Лайт и L символизируют добро и зло, однако кто именно добро, а кто зло, каждый решает на свое усмотрение. А Рюк воплощает в себе нечто срединное, отрешенное от этих понятий, что- то божественное, хотя коварное и лицемерное.

stL0sv1Le2gРисовка. Над ней работал второй автор этого произведения — Такэси Обата. Можно с уверенностью сказать, что стиль рисовки подходит для этого жанра и конкретно под это аниме. Однако и здесь есть свои недостатки. На первый взгляд может показаться, что она весьма реалистичная. Но это не совсем так. Такой эффект ей придают строгие черты, пропорциональные силуэты, выдержанная в мрачных тонах цветовая гамма. Если присмотреться, то можно заметить, что мимика весьма примитивна, движение глаз, век, губ, сведено к минимуму. Глаза иногда обозначены просто точками. Волосы нарисованы в стандартной манере, а прически очень простые и скучные, как будто персонажи ходят к одному парикмахеру. Стоит отметить, что у Обаты получилось лучше нарисовать людей в возрасте. Как он сам признавался, ему больше нравится работать над пожилыми персонажами. Удивительно, но даже в этом аниме периодически, хотя и очень редко, проскакивает рисовка в тиби стиле, что совсем неуместно. Во время диалогов, показанные в полный рост собеседники почти не двигаются, отсутствует жестикуляция. Картинка выглядит неживой. Это касается и заднего плана. Детали в окружающей среде и в фоне не проработаны. Ситуацию немного спасают краски и игра светотени, которые хорошо подобраны. В итоге это дает неплохое изображение, но вовсе не реалистичное.

njkDyq3K-6w dVc7rOj8ea4

 

Звук, ему здесь уделено особое значение. То, какая музыка играет в сериале, зачастую решает, понравится ли он зрителю с первой серии. И здесь авторы попали в самое яблочко. Наверное, тут их упрекнуть не в чем. Первый и второй опенинг, эндинги, музыкальное сопровождение в сериях, так редко, когда все это гармонирует с остальными составляющими. «Тетрадь смерти» как раз тот случай, когда звуки подобраны идеально. Особое внимание стоит уделить музыкальным темам, которые есть у главных героев. Они напоминают григорианское пение, средневековый хор, которые завораживают и придают аниме таинственность. Открывающие и закрывающие композиции динамичные, отлично настраивают на просмотр. Одним из авторов саундтреков является Хидэки Таниути, а так же Ёсихиса Хирано.

Перед тем как подвести итог, стоит сказать о смысловой нагрузке. Очевидно, что авторы поставили перед собой цель наделить аниме философским смыслом и некой моралью. Вероятно, это им удалось, ведь их работа заставляет задуматься над многими вещами. Каждый, кто смотрел этот сериал, наверняка ставил себя на место его героев и задавался вопросом «Как поступил бы я?». Ведь даже в конце, итог не подводится. Бог смерти вновь остается один, только он получил то что хотел — развеял скуку.

Аниме, конечно, достойно внимания. Однако нельзя назвать его шедевром и тем более гениальным. Шарм ему придает его атмосфера, которая создается диалогами и заложенной идеей. Идея идеального мира не может не нравится и поэтому завораживает. Но и она придумана не авторами «Тетради Смерти», поэтому ничего новаторского сериал тоже не содержит. Расчет сделан на эмоции и впечатления, а не на продуманный сюжет. Который здесь весьма некачественный. Многочисленные отсылки делают его интереснее, но нелогичность и множество ляпов не позволяют поставить оценку выше 5/10. Богатая смысловая нагрузка и звук, это сильные стороны аниме. Рисовка же, как и сюжет выполнена на среднем уровне. Сериал точно не является классикой жанра. Авторы сделали упор на эмоциональную составляющую, это и объясняет популярность «Тетради Смерти». Невкусная конфета с красивой оберткой.

USER_Death_Note_wallpaper

 


Author: Erich

Share This Post On